Skip to main content

Чеченская Республика, г. Гудермес,
ул. Еременко, д. 38а, офис 1
пн-вс с 09.00 до 18.00

История, культура и традиции чеченского народа

«Истанг – чеченский гобелен: новые смыслы»

История ковроткачества уходит в глубину веков. Об этом свидетельствуют тканные картины, найденные в гробнице египетского фараона Тутмоса IV Магические и сакральные символы, изображенные на них, говорят нам о том, что ковер использовался не только для утопления жилого помещения, но и являлся настоящим произведением искусства.

Не обошло ковроткачество и чеченцев, чей традиционный войлочный ковер «истанг» занимал важное место в культуре народа. Интересна этимология самого названия. Оно образовано от сложения двух основ: числительного «исс» (девять) и существительного тхонка (настриг шерсти с одного барана). Следовательно, «истанг» означает «девять цельных стрижек».

В зависимости от предназначения истанги имели разные размеры, расцветки, узоры, но стандартный «истанг» изготовлялся из белой шерсти девяти баранов или овец. Это позволяло путем окрашивания добиваться чистоты разных цветов. Процесс изготовления «истанг» был сложным и занимал много времени.

Сначала готовили основу, равномерно укладывая шерсть в определенную толщину. Опытная мастерица могла на ощупь определить качество укладки истанга и количество слоев шерсти, которые ушли на его изготовление.

Затем наступал основной процесс - уваливание истанга – «истанг датор». Подготовленное полотно скатывали в рулон, периодически разворачивая, уравнивая слой пряжи и обдавая её кипятком. Работа эта была очень трудоёмкой.

Когда основа истанга была готова, мастерицы приступали к его художественному оформлению. На войлочное полотно накладывали выкройки рисунка, влажной тряпкой выравнивали и увлажняли края, а затем покрывали выкройку кукурузной мукой. Затем вырезали аппликации и закрепляли на полотне с обеих сторон.

Аппликации состояли из разных элементов и создавали общую композицию ковра на основе чеченского стилизованного орнамента, в котором заключен этнокультурный код чеченского народа в изображении солнца, звезд, полумесяцев, оленьих рогов, ромбов, завитков, несущих следы глубинной истории народа.

Истанги были своего рода оберегами в каждом доме. Их вещали на стены, расстилали на полу, на них спали, ими укрывались от холода.

Надо заметить, что, как правило, невеста приходила в дом мужа с истангом, которого изготовила своими руками.

Цепь трагических событий в течение последних двух веков привела к тому, что технология изготовления истанга оказалась преданной забвению, а сам культ вытеснялся из быта в следствии модернизации и трансформации чеченского общества. Только в редких чеченских семьях продолжали их бережно хранить как реликвии. Занимательна история истанга, который передан этнографиче6скому музею «Донди – юрт» жительницей села Мартан – чу Зайнап Сугаиповой. По ее словам, во время депортации 1944 – 1957 гг их семья жила в Казахстане. Тоска по родине привела их идее изготовить истанг, который напоминал бы им родину. Процесс занял много времени, но какова была радость не только семьи, но и всех чеченцев, живущих поблизости, когда истанг повесили на стену. Невозможно было сдерживать слезы, когда гладили его.

Сегодня мало в Чечне мастеров, посвятивших себя искусству изготовления истанга.

Для Раисы Исраиловой это не просто ковроткачество. Ей важна связь поколений через образы и смыслы истанга – для старшего поколения он напоминание о детстве и молодости, а для нового поколения – прикосновение к национальной истории. По ее собственному признанию, в каждый истанг она вкладывает душу, потому и дорог, как родной ребенок.

Не скрывает своего сакрального отношения к истангу и Хеда Макалова, которая занимается, как и Раиса, изготовлением истанга по старинным технологиям.

Для нее это самый древний нетканный материал.

 «По легенде предков, истанг - из ковчега Ноя. Тайна души истанга в том, что в процессе изготовления животное не страдает, а стрижка идет ему во благо. Разве может не быть души у истанг?» Такое вот простое раскрытие тайны истанг у Хеды Макаловой, которая всецело отдала себя творческому ремеслу и передает свои знания своим племянницам.

Особое место в возрождении и развитии национального искусства «истанг» безусловно принадлежит чеченской художнице Тамаре Тайсумовой.

Человек удивительного дарования, чье владение техникой живописи всегда отличалось совершенной композиционной культурой и смысловыми решениями в контрастах между цветами, светом и тенями в таких геометрических формах, которые помогали бы ей создавать образы без границ времени и пространства.

Это нужно Тайсумовой для выражения чистой мысли и чувства. Она отказывается заключать их в легкодоступные понятные формы и рамки. Для нее важно свободное творчество, где каждая ее картина уникальна и неповторима как по форме, так и нравственному содержанию, основанному на вечных нравственных ценностях, внутренняя природа которых обладает характеристиками глубокого философского символизма. Это бесконечность мира, вера, духовное (душевное движение), эмоционально – психологическое состояние человека, такие как память, печаль, стремление к постижению неизведанного. Тамара Тайсумова как художник - созидатель чувствует вечность, но в тоже время остается современной. Она не следует установленным правилам. Она сама создает правила, открывая новые принципы и направления, совмещая свою безмерную свободу абстракции с канонами традиции. Это наиболее ярко проявляется в ее тематической серии, посвященной традиционному национальному орнаменту «истанг», в которой национальные каноны геометрических форм и цвета дополняются новыми формами абстракции и контраста между цветом, светом и тенями. Она не могла не прийти в расцвет своего творчества к новому для себя направлению.

«Я решила перенести наш национальный орнамент на полотно, и показать в современном стиле.
Очень люблю наши орнаменты, наши истанги, потому что это мне близко, это родное.
Это то, что никогда не стареет. То, что мы должны пронести сквозь века, как когда-то наши предки унесли с собой истанг в высылку и вернулись вместе с ним из Сибири и Казахстана.
Мне очень хочется, чтобы благодаря моим картинам интерес и любовь к истангам возродилась в сердце каждого чеченца.
И, конечно, я ставлю цель с помощью современного искусства донести до российского и зарубежного общества, какими прекрасными были наши орнаменты и истанги».

  • Просмотров: 1481