Этнографический музей "Донди-Юрт"
Идея создать подобный музей возникла у жителя г. Урус-Мартана Адама Сатуева в детстве. Повзрослев он начал ходить в походы в горы с друзьями. Позднее он начал подниматься всё выше, осматривал пустые чеченские селения, сложенные из камня-плитняка. Селения, как правило, состояли из жилищ, боевых башен и могильников. Их и взял Сатуев за основу для своего музея.
В 1991 году был заложен первый камень для музея (сейчас их более 10 тысяч), а функционировать музей начал в 2000 году. Камни для музея Сатуев собирает в основном в текущей неподалеку реке Рошня.
Изначально окружающими идея музея не была воспринята, и к строительству музея относились достаточно негативно. Однако со временем отношение изменилось на противоположное, и люди даже помогали со строительством и наполнением музея.
Сатуев назвал музей «Донди-Юрт» по своему прозвищу «Донда», которым назвала его бабушка в честь известного местного кузнеца. Таким образом, музей и получил название «Донди-Юрт».
Сам музей, расположенный в гористой местности на западной окраине Урус-Мартана, представляет собой отстроенный древний аул, занимающий территорию в 20-30 кв.м. В частности, был воссоздан комплекс башен и склепов, где чеченцы в древности хоронили своих предков, а также каменный дом, построенный по чертежам, найденным у немецкого путешественника. Архитектура дома принадлежит к концу 18 века.
Комнаты дома украшены довольно скромно, единственное исключение — комната гостя, украшенная коврами из войлока с традиционными национальными чеченскими орнаментами. В каменном дворе дома расположена печь с навесом, на которой в давние времена женщины готовили пищу.
Построена и трёхэтажная башня, в которой иногда живёт сам Сатуев. Напротив башни вырыта землянка, сверху которой установлен настил, укрывающий её от непогоды. В землянке стены и пол обиты и выложены войлоком и бараньими шкурами. Посередине стоит маленький стол, за которым собирались члены семьи, а на полу лежит полурастянутая чеченская гармоника. Рядом с землянкой стоит старинный тарантас, на котором еще до выселения чеченцев ездил сам глава Урус-Мартана, а неподалеку находится наковальня, датируемая 1737 годом.
Также на территории музея построено несколько мазанок, копирующих постройки более позднего периода, относящиеся ко времени ведения Кавказской войны.
В коллекции музея, пополняемой за счет добровольных пожертвований предметов старины жителями Чечни, собраны экспонаты, относящиеся к различным периодам чеченской истории.
В экспозиции музея представлен кувшин, по утверждению Сатуева, относящийся к бронзовому веку, ожерелье из серебра, около 60 керамических предметов. Есть также и старинные весы, особенностью которых является наличие двух точек, посредством которых обеспечивается равновесие; старый плуг, три «амбара», представляющие собой выдолбленные изнутри большие бревна, изготовленные более сотни лет назад. В дар музею был передан и старинный дечиг-пхондар, трехструнный щипковый музыкальный инструмент вайнахов.
По мнению Сатуева, каждая уважающая себя чеченская семья имела жилой дом, боевую башню и склеп. Склеп в народном представлении служил напоминанием о бренности жизни и необходимости прожить жизнь достойно. То есть, жилая дом/башня олицетворяет собой жизнь, а склеп — смерть. Кроме того, еще одним символом музея служат камни. Сатуев утверждает, что нужно «научиться жить даже на камне, если этот камень — отчий край».